О выборе профессиональных акустических систем

Нам часто задают вопросы связанные с используемой аппаратурой, предназначенной для озвучивания различных мероприятий. Что выбрать - качество, цена, компактность или надежность?

Однозначного ответа на эти вопросы нет, но для тех, кто занимается выездными озвучиваниями свадеб, юбилеев и торжеств дадим несколько полезных советов, с которыми нас познакомил Сергей NEO:
Выбор профессиональной акустики, часть 1 

Выбрать профессиональные акустические системы для дискотеки, клуба, кафе или концертного зала не всегда оказывается простой задачей. Выбор велик, среди предлагаемых моделей акустики, особенно свежих Китайских фирм, очень много несоответствий между заявленными и реальными характеристиками. Если у таких известных компаний как Fender или JBL (сборка которых расположена, естественно, тоже в Китае) контроль производства организован на высоком уровне, то новоиспечённых производителей контролировать некому, кроме конечных потребителей. А потребители (в данном случае - мы, россияне) находятся не за углом, говорим на другом языке, и претензии писать в далёкую Азию вряд ли будем.

В данной ситуации нам остаётся лишь быть более внимательными при выборе тех или иных звуковых колонок, стараясь руководствоваться здравым смыслом, а не впечатляющими надписями на корпусах акустических систем или в их документации.

Если вы анализировали рынок и интересовались ценами, вы не могли не заметить, например, такую фирму, как Sound King . Неплохой дизайн, есть вполне рабочие модели и ошарашивающие своими значениями низкие цены. Как к этому относиться? Очень просто - заявленную мощность делим на 2, а лучше на 3, и всё встаёт на свои места, - и стоимость, и мощность, и размеры, и надёжность. Когда вам говорят, что Sound King производит ненадёжную акустику это не правда. Просто к моделям звуковых колонок данной фирмы нужно подключать усилители в два раза меньшей мощности (или наоборот, к вашим усилителям покупать данную акустику в два-три раза большей мощности), и тогда ничего сгорать не будет.

Выбрать профессиональную акустику сложнее чем усилитель, так как все профессиональные усилители имеют одинаковый частотный диапазон, и разница между ними лишь в качестве схемы и блока питания, а вот акустические системы разных производителей звучат очень даже по-разному. Даже у одной фирмы разные модели будут делать свою «звуковую картинку». И конечно же, нужно всегда стремиться прослушать приобретаемые звуковые колонки в реальных условиях, - в вашем зале, клубе, сцене. В любом случае, если вы располагаете временем, и приобретаете звуковую аппаратуру на долгий период, послушайте максимально больше вариантов акустических систем на их реальной мощности, на звуковом материале, близком к тому, который вы будете использовать.

Вот общие рекомендации по выбору акустики (профессиональной, концертной, дискотечной - называйте как хотите, хоть мощными звуковыми колонками).

Мы не будем сейчас затрагивать линейные массивы акустических систем для стадионов, и не будем подробно останавливаться на кроссоверных системах, когда звуковой сигнал разделяется на 3...4 и более полос, а затем усиливается отдельными усилителями мощности, каждый на свою полосу – это тема отдельной статьи. Поговорим о помещениях до 1500...2000 кв метров, в которых вполне хватает двух стандартных приёмов озвучивания.

1. Самый простой и распространённый – это использование широкополосных акустических систем мощностью от 200 до 1000Вт.

2. В помещениях, где нужно экономить объём, но в то же время важно получить глубокий низкочастотный спектр (дискотеки, клубы, кинотеатры), озвучивание строится по принципу сабвуфер + малогабаритные колонки, которые будут воспроизводить всё, кроме низких частот, то есть «середину» и «верх».

Выбор профессиональной акустики, часть 2 
Рассмотрим эти варианты более подробно.

1. Широкополосные акустические системы хороши тем, что не требуют кропотливой настройки, отдельного усилителя на низкие частоты и кроссовера (который, впрочем, может находиться и в усилителе для сабвуфера). Но, чтобы получить хорошую отдачу на низких частотах, особенно если речь идёт о помещениях более 500 м2, вам понадобятся акустические системы приличного объёма, который выльется либо в пару больших звуковых колонок по 1000Вт, в каждой из которой будет стоять по два динамика 15...18 дюймов (+ВЧ или +ВЧ и СЧ), либо в набор из нескольких (четырёх, шести и более) колонок, в каждой из которых будет по одному 15-дюймовому динамику или по два 12-дюймовых динамика (+ВЧ или +ВЧ и СЧ).

Впрочем, все эти мощности весьма условны, ведь если вам нужно лишь подзвучить оратора на презентации или включать фоновую музыку, вам вполне хватит систем 2х200Вт и на 1000 м2.

Широкополосные акустические системы делятся на две основных конструкции – двухполосные и трёхполосные.

В двухполосной акустике (двухполоски) звуковой сигнал делится на две части – высокочастотные составляющие (ВЧ) и всё остальное (низ с серединой – НЧ +СЧ), в этом случае в звуковой колонке стоит высокочастотный динамик небольшого размера (твиттер, воспроизводящий частоты выше 7000Гц), который может быть присоединён к небольшой воронке – рупору и широкополосный динамик, воспроизводящий низ и середину сигнала. Также есть двухполосные акустические системы, в которых применяется так называемый драйвер, воспроизводящий ВЧ и верхнюю середину от 1500...3000Гц и выше и низкочастотный динамик, воспроизводящий низ и нижнюю середину до этих самых 1500...3000Гц.

Трёхполосная акустическая система состоит, соответственно из трёх динамиков – ВЧ-динамика, СЧ-динамика и НЧ-динамика. Трёхполосная акустика всегда чуть проигрывает в чувствительности (за счёт более сложных фильтров), но всегда выигрывает в равномерности АЧХ. То есть трёхполоски звучат ровнее, собственно, для того они и разработаны.

Не стоит забывать и про частные случаи, когда в двухполосной системе присутствуют три динамика, например, просто на нижнюю часть спектра работает не один динамик, а два. Или когда вместо одной ВЧ-головки в колонке их, например, 4, направленных под небольшим углом для охватывания большей площади.

Если вам нужно озвучить открытое пространство на улице или загородом, на свежем воздухе выбирайте двухполосные системы. Чем большую площадь нужно озвучить, тем больше звуковых колонок вам нужно будет выстроить в ряд (или даже собрать из них стенку, чтобы сформировать плоскую звуковую волну).

Если вам нужно усилить речь в помещении, или получить максимально разборчивый, ровный, мягкий звук, используйте трёхполосные системы.
Двухполосные акустические системы, при той же мощности, окажутся легче по весу и громче, но звук у них будет более резкий.

У двухполосных звуковых колонок «широкополосник + твиттер» всегда будет чуть завалена середина, а у двухполоски «низкочастотник + драйвер» середины будет, наоборот, многовато, и находится рядом с ними зрителю или слушателю будет очень некомфортно.

2. Сабвуферы (саббы) быстро прижились во всех областях звукоусиления – и в домашних кинотеатрах, и в автомобильной акустике, и в компьютерных колонках, но началось всё, конечно, как это обычно бывает, с профессионального звукового оборудования.

Сабвуфер – отдельное низкочастотное звено позволяет значительно экономить на объёмах, занимаемых звукоусилительными системами. Сабвуфер воспроизводит лишь самый-самый низ звукового спектра, обычно не выше 150Гц, но именно в этой части и расположены наиболее энергоёмкие составляющие музыкальных фонограмм, саундтреков и композиций. Сабвуфер делает тот самый бум-бум, «качает» воздух, движения которого ощущаются не только ухом, но и телом. А чтобы воспроизвести все частоты выше 100...200Гц достаточно усилителя и широкополосных колонок в три-четыре раза меньшей мощности.

Сабвуферная звуковая система требует больше времени для настройки и дополнительного усилителя, но занимает меньше места при том же уровне звукового давления по низким частотам, которое может создать широкополосная акустическая система. Частоты ниже 30Гц, которые порой тоже нужны, может воспроизвести только сабвуфер (воспроизвести так, чтобы это все услышали).

Современный кинотеатр (не домашний) уже не представить без сабвуфера. В большом современном городском танцевальном клубе, где дискотека и dj - party – основное направление деятельности, обязательно применяются сабвуферы.

Оправдано ли применять сабвуфер в сельском клубе или летнем кафе на пляже – решать вам. Если ваше кафе или клуб находится рядом или, тем более, внутри жилого дома, использование сабвуфера будет крайне затруднено, особенно после 22.00

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

Вы должны войти Авторизованы чтобы оставить комментарий.